03.11.2011 14:00
    Поделиться

    Кавээнщики трех поколений рассказали "РГ" о веселье и находчивости

    Кавээнщики трех поколений - о шутках на сцене и в жизни

    8 ноября исполнится 50 лет КВН. Представители трех поколений воронежских игроков: от шестидесятых до нулевых, - рассказали о всеобщем веселье и собственной находчивости.

    Шестидесятые

    На вопросы "РГ" отвечает Марк Берколайко, игрок и автор команды ВИСИ конца 60-х, начала 70-х и 80-х годов.

    Марк Берколайко: Я начал играть в Баку, где родился и вырос. Когда оканчивал университет, небезызвестный Юлий Гусман развил бурную деятельность по формированию республиканской команды, а для этого нужно было сначала провести несколько отборочных игр. Все это время я крутился фактически среди первого состава команды Баку, которая потом выступала в Москве. Затем переехал в Воронеж, считая, что буду заниматься исключительно математикой. Но попал в аспирантуру строительного института, где преподавала Нина Степановна Петросьянц. Я как-то проговорился о своем квновском опыте, слухи дошли до нее очень быстро … и все, от "Степанны" убежать было невозможно.

    Воронежский КВН повторил судьбу московского. В столице это начиналось как развлечение в кафе. В Воронеже тоже было молодежное кафе, "Россиянка" - практически легендарное место, я упомянул о нем в своем новом романе "Гомер". Те, кто, как сейчас говорят, тусовались в "Россиянке", подхватывали самое интересное, что видели в других местах. Совершенно неизбежно КВН должен был прийти в Воронеж и базироваться на тех же людях. А Нина Степановна была самая зажженная, самая увлеченная и, умничка, самая незакомплексованная - она абсолютно не страдала провинциальными фобиями. Не боялась, что вот она сейчас приедет в Москву, а там скажут: что это еще за Воронеж, который не догонишь, брысь отсюда, вы нам не интересны…

    Российская газета: Что для вас КВН?

    Берколайко: Великие последствия возникают из совершенно, на первый взгляд, незначительных причин. Это заметил не я, а Толстой, его свидетельство заслуживает уважения. Моя жизнь всегда состояла из трех частей: работы, на которой зарабатываются деньги, науки, где удовлетворяется любопытство и литературы, без которой просто не могу. Настолько не могу, что сейчас она потихоньку вытесняет все остальное. Так вот, как литератор я, безусловно, сформировался в КВН. И драматургия, и киносценарии, которые все запускали в производство, да так и недозапустили, и проза - все из КВН, уж не знаю плохо это или хорошо. Умение за очень короткое время развернуть как можно больше действия, мыслей, образов - оно из КВН. Хотя сама форма мне перестала быть интересна довольно скоро. И если бы в 73-м году Михаил Андреевич Суслов не закрыл Игру, то году в 75-м я бы все равно перестал ею заниматься.

    РГ: Получается, он вам услугу оказал…

    Берколайко: В каком-то смысле, да. С этим закрытием получилось очень забавно. Перед началом сезона 73-го года был парад-алле нескольких команд. Суслов потребовал запись, затем вызвал председателя телерадиокомитета и сообщил: ЦК принял решение закрыть передачу, потому что это рассадник антисоветчины. Главный идеолог страны достал лист бумаги и зачитал фразы, которые помогли ему прийти к такому эпохальному выводу. Я горд, что среди пяти или шести шуток была и наша с Григорием Розенбергом: "В новых домах новоселы живут как нельзя лучше. Одни живут лучше, другие - как нельзя".

    Другая наша шутка открыла КВН в 1986 году: бегут спортсмены, один корреспондент кричит другому:

    - Они же стартовали раньше срока!

    - Когда стартуют раньше срока, это фальстарт? - спрашивает тот.

    - Фальстарт - это когда один стартует раньше срока. А когда много, это уже почин.

    С этой шуткой наши ребята выступали на съезде комсомола, где присутствовал Горбачев, и он тоже очень смеялся. Настрадался, поди, в свое время от бесконечных починов и зачинов.

    РГ: Накладки у вас случались?

    Берколайко: Бывали совершенно чудовищные провалы. В 71-м году мы попали на парад-алле, а там - в ситуацию настолько непредвиденную, что мой соавтор Гриша Розенберг приложил большие усилия, чтобы удержать меня на сцене. Должны были приветствовать Спартака Мишулина, а достался нам Сергей Мартинсон. Мишулину мы приготовили номер, как его голова торчит из песка - недавно вышел фильм "Белое солнце пустыни" - было много неплохих шуток, стихов... А Мартинсона я видел один раз в жизни в картине "Музыкальная история", где он говорил: "Смейся, паяц, над разбитой любовью". Тем не менее, выкрутился "блестяще", зал давно так не смеялся. Вообще надо заметить, что охотнее всего зрители смеются над голым задом. Вот этот самый зад я им практически и продемонстрировал - вышел к микрофону и, не зная, что сказать, ляпнул: "Нет человеческих слов, чтобы выразить нашу радость".

    РГ: Нынешний КВН отличается от советского?

    Берколайко: Безусловно. Тогда желательно было не просто сострить, но чтобы при этом был еще кукиш в кармане. Сейчас такой необходимости в подтексте нет. Если позволите резкую оценку, сейчас это остроумие свободных людей, а тогда было остроумие рабов. Над теперешними шутками, как над фактом жизни я смеюсь гораздо охотнее. Зато тогда были шутки как факт литературы. Встречались изумительные перлы, которые до сих пор, на мой взгляд, не превзойдены. Например, сидела как-то группа авторов в гостиничном номере и развлекалась - бралась строчка песни или арии и нужно было проиллюстрировать ее какой-нибудь ситуацией. Мэтры похихикали и похлопали меня по плечу, когда на знаменитое "Пятнадцать человек на сундук мертвеца" из "Острова сокровищ" я отреагировал: "Руководители партии и правительства на трибуне мавзолея". Именно похихикали, не более того. И вдруг одессит Юрий Волович на строчку из арии Мистера Икс: "Устал я греться у чужого огня" выдает ситуацию: Джордано Бруно отходит от костра Жанны д’Арк. Более глубокого и парадоксального юмора не встретишь и у гениальных классиков жанра. Сейчас все стало сиюминутно. Вчера только наблюдал, как наша команда, "25-я", рвалась в финал. Замечательное, искристое, остроумное, артистичное эстрадное шоу. А философской, литературной глубины почти нет.

    Восьмидесятые

    Своими воспоминаниями делится Арбен Арзуманов - в 80-х игрок команды ВИСИ, ныне директор Центральной лиги "Старт".

    РГ: Что такое КВН?

    Арбен Арзуманов: Это огромный айсберг, много чего есть под водой и сверху. На вершине телевидение, у подножия лиги, квнщики… Кто-то откалывается, становится "Камеди-клабом", "Даешь молодежь" и так далее. Это целая страна, кратко описать которую невозможно. История гласит, что началась она с телевизионного "Вечера веселых вопросов", 8 ноября 1961 года он вышел первый раз. Сделали эту передачу Альберт Аксельрод, Михаил Муратов и Сергей Яковлев. Аксельрод родом из Воронежа, свою фирму мы назвали в его честь. Из "Вечера" потом получились КВН и, возможно, "Что? Где? Когда?". Потом Аксельрод - он врач по профессии, - решил защищать докторскую и на место ведущего предложили молодого Александра Маслякова.

    РГ: Как вы туда попали?

    Арзуманов: В 1978 году я пришел на спектакль студенческого театра миниатюр "ВИСИлей". С 1973 по 1986 годы КВН был под запретом и студенты веселились под вывесками театров - в том числе и в воронежском инженерно-строительном институте. Был поражен - понравилось все, что студенты делали на сцене, а больше всего то, что они сами все это придумали. Тут же решил поступать в ВИСИ - настолько понравился театр (ну и заодно у меня в вузе совершенно случайно работали родители). "Строяк" всегда был рассадником КВН в Воронеже: в черно-белый период у него вообще не было конкурентов, в эпоху театров миниатюр таковые, кроме ВИСИ, имелись у ВГУ и немного у политеха, но на всех соревнованиях и фестивалях соперников у нас не было. По одной причине - они брали пьесы из книжек и рекомендованных журналов. Это было интересно и наверняка талантливо. А мы придумывали миниатюры на репетициях и рассказывали о том, что происходит со студентами сейчас. Естественно, зрителей в зале это волновало больше и поэтому мы выигрывали безоговорочно у всех. Круг замкнулся - сейчас "25-я" из ВГАСУ лучшая команда в высшей лиге.

    РГ: Чем обогатило вас участие в Клубе?

    Арзуманов: Начнем с того, что мне в следующем году исполнится 50. С 26 лет я не хожу к восьми на работу, у меня нет злого начальника, я много поездил, познакомился с массой замечательнейших людей. С Тихоном Хренниковым в Ельце разговаривал, представляете? Мы там играли, потом было обмывание, на следующее тяжелое утро выхожу и слышу голос Нины Степановны Петросьянц - мы ее называли мамой, без нее никакого КВН у нас не было бы. Я пошел на голос, захожу и вижу - сидят Нина Степановна и Тихон Хренников. Оказывается он родом из Ельца, приехал открывать свой дом-музей и жил в полулюксе: пушистый такой, в халате. Я обалдел, протрезвел, сидел и молчал.

    РГ: Сейчас много говорят, что уровень юмористических передач на телевидении упал ниже плинтуса. К КВН это тоже относится?

    Арзуманов: Я называю это разжижение юмора: когда его распустили на все каналы - это жестоко… Все люди, которые там веселят - в худшем случае мои знакомые, если не друзья. Но даже я переключаюсь - идет передозировка. Если бы концентрацию юмора вернуть на уровень даже 2000 года, все бы говорили, что КВН зверский…

    РГ: То есть лучше 50 граммов коньяка, чем литр "бормотухи"?

    Арзуманов: Лучше литр коньяка.

    РГ: С весельем у вас все понятно. А находчивость часто демонстрировать приходится?

    Арзуманов: Постоянно. Не далее как 15 октября у нас была игра. В жюри сидел такой Виталий Пашенко, чемпион высшей лиги из сборной Краснодарского края: поет, субтильного вида - в общем, всем он кажется представителем сомнительной ориентации. У команд были шутки о том, как он красится и все такое. Пашенко встал и говорит: "Я не крашусь, у меня татуаж. А губы у меня из силикона". Я показал на свой выпуклый живот и говорю: "У меня тоже".

    Нулевые

    О сегодняшнем дне клуба Дмитрий Позов, игрок команды "Бусики на шее" (РГТЭУ), редактор "Воронежской лиги КВН":

    Дмитрий Позов: Я начал играть еще в школе. Поступив в воронежскую медицинскую академию, я обнаружил, что команды здесь нет, пришлось создавать. Мы собрали команду, начали играть, стали чемпионами "Воронежской лиги". Потом играли в Центральной лиге "Старт", стали чемпионами там и пошло-поехало.

    РГ: Вам тексты кто-нибудь пишет?

    Позов: Нет. КВН славен и интересен тем, что настоящие команды пишут все тексты сами. Им часто помогают авторы, но если команда не пишет сама, то ей очень тяжело пробиться. На первых порах у нас не было возможностей, чтобы кто-то нам придумывал тексты, соответственно придумывали сами. Да оно как-то и интереснее. С тех пор пишем сами. Были у нас потом и приглашенные авторы -- когда играли в первой лиге, -- но все равно в основном мы пишем свои тексты сами, а теперь уже помогаем и другим командам.

    РГ: КВН для вас - это…

    Позов: Образ жизни и основной вид деятельности. Все виды работ, которыми я занимаюсь: корпоративы, написание сценариев и видеороликов, - производные от КВН. По образованию я врач-стоматолог, учусь в аспирантуре, но творчество привлекает меня больше, чем медицина. КВН помогает финансово, морально, но главное - с его помощью я нашел себе невесту. Полтора года назад перед игрой команду покинула девушка, которая должна была петь. Пришлось экстренно искать замену и тут один из парней вспомнил об однокласснице, которая вроде бы поет. Та пришла, сказала, что в КВН играть не хочет, что пришла просто помочь, через месяц у нее свадьба… В общем, не было у нее свадьбы через месяц. Но скоро, по всей видимости, будет.

    РГ: Еще приключения бывали?

    Позов: Как-то играли в Москве кубок, который для нас был абсолютно не важен, но очень важен для нашего вуза. Мы подготовились к нему тяп-ляп - на тот момент мы были уже модной командой телевизионной лиги и решили чуть-чуть расслабиться: написали в последний день огромную песню и решили, что выучим слова. Из восьми куплетов этой песни мы точно спели полтора. Остальное был абсолютнейшей импровизацией не в рифму, не в музыку, с какими-то дурацкими танцами - потому что три минуты надо было стоять на сцене и этот позор терпеть. Жюри состояло поровну из квнщиков и людей искусства. Первые поставили нам пятерки, потому что мы выкрутились. Вторые поставили двойки и тройки, потому что для них это был, конечно, полный кошмар. Это приключение мы будем вспоминать всегда и хорошо, что это произошло не на какой-то важной игре.

    РГ: А сейчас импровизацией можете блеснуть?

    Позов: Шутка смешна в конкретном месте в конкретный момент. Любой квнщик ненавидит фразу от обычного человека: "Ты же квнщик, пошути". Мы шутим только когда надо, когда ситуация того требует. Да и нет в этом необходимости - жизнь смешнее любых анекдотов. Разве не гениально было поставить в Воронеже диваны на остановках в день города, а потом их убрать? Или выстелить площадь брусчаткой, а через месяц наблюдать, как камешки понемногу рушатся. Или построить дорогу так, что сползли огороды… 

    Поделиться