Логин: Пароль:         
            Запомнить меня?             
      

Забыли пароль? Регистрация

  > Новости КВН > Коллективный блог

«Субботнее» интервью с Александром Васильевичем Масляковым


Накануне мероприятия «Суббота» встретилась с Александром Васильевичем, чтобы обсудить веселое и грустное настоящее и будущее юмора в целом и КВН в частности.
КВН и Юрмала — это любовь
— Весной Юрмала не на шутку всполошилась: «Новая волна» собралась покинуть город-куророт из-за отказа Паулса принимать участие в фестивале. Для городского бизнеса это был бы удар. К счастью, маэстро передумал.
— Насколько крепко прирос к Юрмале фестиваль КВН? Что могло бы заставить вас сменить дислокацию «Голосящего Кивина»?
— За ситуацией с «Волной» не следил. С КВН ничего такого пока не возникало, хотя наш фестиваль появился здесь гораздо раньше «Волны» — 16 лет назад. Тогда Юрмала имела совсем другой вид — немноголюдный и довольно невеселый.
Это сильно отличалось от того впечатления, какое мы с женой получили 35 лет назад, впервые приехав сюда и безоговорочно влюбившись в Юрмалу. С тех пор мы храним семейную верность этому курорту. Может быть, с этим и был отчасти связан приход сюда КВН 16 лет назад.
Тут все сошлось: наши симпатии, море, радушные зрители с прекрасным чувством юмора, концертный зал в соснах, хотя 16 лет назад он был изрядно обветшалым. У нас есть летний Кубок в Сочи, но это совсем другое. Там КВН — одно из пляжных увеселений. Люди весь день плескались в теплом море, а вечером заглянули в концертный зал.
В Юрмале поход на КВН — это специальный акт. Зрители идут на концерт — собираются, наряжаются. Соответственно и команды готовятся по-другому. Здесь это международный фестиваль (приезжают кавээнщики и зрители со всего мира). И здесь мы все же не дома, а в гостях.
Сложности, конечно, возникали и будут возникать: организовать такую забаву непросто. Только в этом году в Ригу приезжает порядка 20 команд, а это вместе с оргкомитетом и съемочной группой около 300 человек. Но мы уже приспособились. Так что явных поводов хлопнуть дверью у нас пока нет.
    
— Вы сами-то хоть раз искупались в Юрмале?
— В этом году еще нет. В прошлом... кажется, разок. Вода тут не сильно располагает. Хотя в другие годы бывало, что после окончания репетиции часов в девять вечера можно было выйти на пляж и в воду.
— Время от времени со сцены КВН все ж проскальзывают шутки, за которые жадно цепляется национально озабоченная и радикальная пресса...
— Ну на то она и радикальная пресса, чтобы раздувать из мухи слона! При желании к любой шутке можно прицепиться и найти то, что хочется. Но повторюсь: мы осознаем, что мы в гостях. Думаю, у хозяев нет оснований роптать на кавээновских гостей. В наш зал неизменно приходят не только русские, но и латыши. Мы стараемся держать баланс в меру нашего понимания взаимоотношений разных стран.
Конечно, может что-то и проскочить — на сцену выходит молодняк, который может и внепланово сымпровизировать. Могут и редакторы что-то не увидеть, не знать всех нюансов другой страны. У нас и в Москве порой возникают шутки, после которых раздается звонок из того или иного посольства. Объясняем, что ничего обидного не имели в виду и фиги в карманах не держали. Не надо воспринимать веселую игру как некую акцию против кого-то или чего-то.
— Случалось ли у вас, что одновременно играли команды стран, которые не в самых дружеских отношениях?..
— Почти за 50 лет нашей истории здесь случалось все! Например, в 1992 году на пике карабахского конфликта у нас в финал вышли две команды — азербайджанская и армянская. В честной борьбе.
Я чувствовал, что с каждой стороны есть какие-то силы, не имеющие прямого отношения к КВН, которые могут превратить игру в выяснение национальных моментов. Когда началась игра, я сказал командам, что они молодцы и им нечего делить между собой: давайте проведем игру без всяких оценок. Так что победила дружба.

КВН и цензура: никто за рукав не дергает
— Недавно «Русский Newsweek» провел исследование цензуры в области телеюмора — кого и как нельзя осмеивать. Мол, Путина, Медведева, «Единую Россию» лучше не трогать, а вот чиновников — это пожалуйста... Вы чувствуете некое давление?
— Я не чувствую — я знаю. Исторически так сложилось, что в КВН на данный момент я последняя инстанция. Я не диктую командам: не вздумайте шутить на эту или ту тему! И никто никаких директив сверху нам не спускает. У нас можно шутить обо всем.
Просто в силу своего разумения мы решаем, что смешно и остроумно, а что не смешно и не остроумно, несмотря на кажущуюся остроту. Не должно быть злобы и грязи, не должно быть политической конъюнктуры.
Шутили мы про «Единую Россию». И к нам приходили президенты. И про них шутили — при них и без них. И никто не вызывал меня на ковер и не говорил: «Что же вы, г-н Масляков, себе позволяете?!»

— Александр Цекало вывел формулу: шутить на телевидении можно ровно столько, какое чувство юмора у руководства страны. Что вы на сей счет думаете?
— Цекало повезло: он никогда не шутил перед руководством, у которого плохое чувство юмора. А мне приходилось. КВН начался в 1961 году, еще при Хрущеве, а через восемь лет, при Брежневе, его закрыли. Мол, в стране все замечательно, чего это студенты высмеивают какие-то темы?! Они не правы — закрыть!
По личным наблюдениям замечу, что у нынешнего руководства страны чувство юмора хорошее. Они приходят на КВН и охотно реагируют на все шутки.

— А кто первым из первых лиц пришел на КВН? Горбачев?
— Нет, с Горбачевым я познакомился лишь в прошлом году, когда мы вместе были в жюри «Минуты славы». У него, кстати, отменное чувство юмора. Когда я ему сказал, что до сих пор мы не были представлены, он искренне удивился: «Да что ты, Саша?!»
А на КВН первым пришел Ельцин. Он еще был в опале, и тогдашнее телеруководство опасалось, что его будет слишком много на экране. Но мы его показывали ровно столько раз, сколько он интересно реагировал на происходящее. А потом Борис Николаевич приходил, уже будучи президентом России.
Путин сперва у нас гостил как и. о. премьера, а потом пару раз как президент. Медведев был и один, и с женой. И никто не стоял за кулисами, не дергал меня за рукав: «Ты смотри, Масляков, вот придет руководство...»

— Правда ли, что кавээнщики зовут вас барином, а вы сам себя — деспотом?
— Не совсем так. Барином меня назвали много лет назад, когда на телевидении все разваливалось и появилась идея создать компанию единомышленников «Амик». Тогда кто-то из моих коллег и сказал в духе русской поговорки: «Ребята, не будем спорить! Барин (Масляков) приедет — нас рассудит». А кавээнщики это подхватили. Ну и пусть.
А деспот... Это журналисты придумали. Все-таки у нас творческий процесс — все обсуждается: они доказывают свое, я — свое. Они говорят: «Мы эту шутку на институтском КВН показывали — всех разорвало!» Я возражаю: «На этот раз будет другая публика, не только из вашего института». Нормальный разговор.
Если мне не удается объяснить очевидные, на мой взгляд, вещи — могу отрезать: «Этого не будет». А пару раз я своим президентским решением супротив воли жюри предлагал проигравшей команде сыграть в следующем туре — и они, по счастью, становились чемпионами сезона...
Разумеется, каждый творец считает себя гением. Но если не будет кого-то, кто соберет эту гениальную толпу в нечто целое, получится пшик. Вот мне и приходится иногда говорить жесткие вещи. У нас царит демократическая диктатура.

Ляпнул, снял штаны — и ты герой!
— Бывшие кавээнщики Татьяна Лазарева и Михаил Шац считают, что раньше юмор был интеллектуальнее, а сейчас он перешел на язык толпы и идет на поводу у публики...
— Увы, тут должен согласиться. Бульвар, как я его называю, сейчас широко представлен на экране. Большинство передач предпочитают угождать публике, нежели преподносить шутки так, чтобы чему-то научить.
КВН старается держать марку — отсекать все пошлое и вульгарное. Когда же наши ребята заканчивают игру и становятся участниками каких-то проектов, мы за них не в ответе. К чему порой все скатывается — это даже не их вина, а их беда. Их новое руководство мыслит так: надо по максимуму выжать засветившуюся звездочку, а как перестанут смотреть на эту — КВН поставит нам новую.
Ну а молодым кажется, что в новом звездном ранге можно нести что угодно — они уже прочно держат Бога за бороду. Никто им не объясняет: «Мальчик (девочка), что за глупость и пошлость ты говоришь? Попробуй чуть по-другому, докрути, дотяни...» Но для этого надо мозги напрягать! А зачем? Ведь ляпнул, снял штаны — и ты герой! Увы, сейчас дешевые шутки дороже ценятся. Хоть и не живут долго.

— Печальная картина!
— Как живем, так и шутим. В зеркале, которое называется телевидением, все находит свое отражение. Каждый выбирает свой путь.

— Современный юмор упрекают в отсутствии свежих идей... Вот приезжает «Юрмалина» — это же сплошное дежавю!
— Не люблю я все эти разговоры: вот раньше — это было да, а сейчас и солнышко не так светит, и травка не такая зеленая...
В КВН свежих идей всегда хватает. Каждый год приходят новые команды с новыми, самыми неожиданными поворотами. В этом году только в Сочи съехались 530 команд. Только вдумайтесь в это число! И, конечно, одни чешут тем же лесом, а другие идут своей обходной тропинкой.
Вот появилась, например, команда «Кефир» из ранее малоизвестного города Нягань, появился «Федор Двинятин»... Можно их принимать, можно нет, но они другие. Не всегда доходят руки, чтобы все алмазы огранить и подать должным образом, но они есть.
И все же мы никогда не уподобляемся конвейеру. Для меня немыслимо снять восемь передач за один день! КВН — это штучная, ручная работа. Мы стараемся «вышивать». Не всегда получается, но стараемся.

— Можете спрогнозировать, каким будет КВН будущего?
— Ну нет, я же не оракул! Мы все время пробуем какие-то повороты, нововведения, но в конечном счете все равно в начале было слово. Оно в КВН самое важное. Знаете, наверное, и в футболе можно поставить ворота поперек поля — для новизны ощущений. И что? И зачем?

— С приходом Интернета появилось совершенно новое направление юмора. Полузабытая ранняя запись Эдуарда Хиля собирает миллионные рейтинги — народ умирает над Мистером Тро-ло-ло...
— Я пользуюсь Интернетом в сугубо информативном режиме. Любая попытка углубиться в виртуальное пространство натыкается на вынужденное чтение невероятного количества чуши и мусора, на 90 процентов анонимного. И все знают, как и что надо делать, все норовят поучить. А для меня, если у человека нет имени, а есть лишь его кличка-ник, то нет и его мнения, позиции.

— Практика показывает, что больше всего сюрпризов нам преподносят дети. Ваша внучка уже радует кавээновскими перлами?
— Она как раз должна приехать в Юрмалу с мамой и папой. Таисии в августе исполнится всего четыре годика, но она не по годам лихая и разговорчивая. Ей уже приходилось бывать на КВН. Жена мне рассказала историю, как во время репетиции в Театре Российской армии (я был на сцене) Таисия впервые попала за кулисы. И вот идет она по коридору и говорит: «Что-то я не узнаю КВНа! Что-то вы тут поменяли...»

Источник: subbota.com
newsmaker [16.07.2010 06:44]
Эту новость уже посмотрело 2068 человек, расскажи друзьям при помощи:



Анонимно

0 (664)
14:48 22.07.2010
Ответить на это сообщение
Анонимно комментировать нельзя! Зарегистрируйтесь или пройдите авторизацию на сайте!

Добавить комментарий используя аккаунт Вконтакте:
Copyright © 2008-2017 Клуб любителей КВН «Скворечник». Мнение редакции может не совпадать с опубликованными материалами. При цитировании ссылка обязательна.
Возможно Вас также заинтересует

Наши контакты
Телефоны: +7 (499) 973-49-90, +7 (495) 684-28-75. E-mail: kvner@kvner.ru
Адрес: Москва, 2-ой Вышеславцев пер., д.17, стр.2. Схема проезда от м. Марьина роща. Схема проезда от м. Новослободская, Менделеевская.